Театр танца "Аллегро"


Перейти к содержанию

Её волшебная сказка

* В тот год коркинский театр танца "Аллегро" Дворца культуры "Горняк" стал лауреатом областного конкурса творчества "Детство". На челябинской сцене ребята должны были показать номер "Дымковская игрушка". Многие коркинцы видели его и помнят великолепные сценические костюмы, особенно у девушек, юбки которых - очень длинные и широкие (колоколом), на поддерживающих их изнутри тонких обручах.
* Волновались ребята не так уж и сильно: всё готово, всё отработано.
* А вот и наша очередь выступать. Раздаётся музыка. На сцену выходит Индюк, за ним первые солисты - Игрушки. А музыка вдруг, чихнув, замолкла.
* Что делать?
* Дети, уже достаточно опытные, решили продолжать без музыки: остановишься, а потом в неё не впишешься...
* Руководитель танцоров Татьяна Ивановна Перевозкина, стоящая за кулисами, немедленно связалась по радио с ответственным за музыку:
* - В чём дело?
* - Все за кулисы! - звучит в ответ, - Начинайте с начала!
* Ушли ребята за кулисы. Ждут. Снова начинается музыка. И снова выходит на сцену Индюк, а за ним первый солист, второй. И вдруг! Две девочки, пробираясь за сценой, чтобы выйти на неё с другой стороны, в тесноте зацепились друг за друга своими широченными юбками, да так, что и отцепиться не могут. Девчонки в панике, на глазах слёзы. Все им помогают, нервничают - без толку. А время идёт, а Индюк с двумя солистами всё гуляет и гуляет по сцене...
* Один из рабочих дворца, где шёл концерт даже вытащил зажигалку, чтобы зацепившиеся обручи пережечь - не получилось. Татьяна Ивановна, уже ничего не соображая от стресса, нырнула под юбки девчонок и непонятно как расцепила их. Девчонки облегченно охнули и - на сцену.
* Танец продолжается. Выносят к танцующим ярмарочную карусель. Она начинает сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее крутиться... И вдруг!
* Татьяна Ивановна в ужасе закрыла глаза: у одной из девочек юбка, красиво крутнувшись, на глазах опала - оторвалась пуговица, придерживающая кринолин, и все обручи, сложившись гармошкой, рухнули в ноги.
* Если танцевать "по сценарию", можно ногами за обручи зацепиться и упасть. И ребята тут же, на ходу, придумали - через юбку перепрыгивать! Да так здорово всё вышло! У артистов, как ни в чём не бывало, улыбки до ушей ("марку держать надо!"), а Татьяна Ивановна стоит ни жива ни мертва, руки дрожат. Что же это такое?! Всё в один день! Никогда ничего подобного не бывало...
* Танец закончился. Зал взорвался от оваций.
* А за кулисами - море слёз. Мальчишки хмурятся. Девчонки плачут. Тут к коркинцам подошли директор дворца и представитель из музыкального общества.
* - Ну, удивили! - говорят. - А ведь это как раз и есть показатель профессионализма! Даже при таком стечении обстоятельств номер не испортили. Публика его на "ура" приняла!..
* Слёзы тут же высохли. Полегчало...

***

* Никогда Татьяна Ивановна Перевозкина не думала, что её работа будет связана с хореографией. Когда была школьницей, с удовольствием посещала концерты и праздники, с восхищением смотрела на самодеятельных артистов. На сцене всё ей казалось сказкой - волшебной и недосягаемой. "Уж мне-то самой никогда так не выступить, - думала иногда. - И не сплясать, и не спеть".
* Но однажды, в четвёртом классе, ей впервые дали роль в постановке "Котята-поварята". Здесь надо и танцевать, и петь. Столько счастья было! Домой летела как на крыльях. И я выступлю на сцене! И все будут смотреть! И хлопать!
* Прибежала, убрала половички и тут же начала репетировать, танцевать. А старшая сестра Маша, девочка голосистая и, по мнению Тани, почти настоящая певица, стала её учить, как лучше свой песенный отрывок исполнить. А потом вместе с папой Таня шила большой белый поварской колпак...
* Тогда она впервые начала понимать, что яркий и сказочный мир на сцене, которым так восхищалась, получается только в результате очень упорного и кропотливого труда. Чтобы её сказка засверкала, надо быть очень настойчивой.
* Настойчивости ей не занимать. И упрямства тоже. Записалась в танцевальный кружок Дома пионеров и школьников. Родители сомневались: у дочери математика идет прекрасно, все учителя хвалят, советуют ориентировать её на точные науки, а она плясать задумала! К чему зря время тратить на пустяки?! А она - все советы побоку. Отец собирает свой "тормозок" на работу в шахту, а она свой "кулёк" с тапочками - на репетицию. Выдающихся талантов у неё не оказалось, всего терпением и трудом добивалась. Способности, однако, проявились - даже как-то неожиданно на первый взгляд. И пошли успехи. Появились лёгкость, красота движений в танце. Сказка, не померкнув от затраченных на неё усилий, засияла новыми гранями.
* В кружок бегала, с большим желанием. А какие ребята здесь были! Тоже все увлечённые. Саша Лаптев, Юра Десятков, Сергей Стадник, Саша Бурдов, Тома Световец, Люда Ложкина, Таня Данилова. Танцевали "Матрёшек", "Тачанку", "Яблочко"...
* Став постарше, Татьяна перешла из детского кружка Дома пионеров и школьников в танцевальный кружок Дворца культуры им. Кирова. Занималась в нём вплоть до окончания школы.

***

* Шли годы. После окончания Челябинского культурно-просветительного училища Татьяна Ивановна была направлена на работу в верхнеуральский Дом культуры. Умела к этому времени она уже всё: и кино показать, и лекцию прочитать, и с магнитофоном, фотоаппаратом работать, и в концерте выступить. В училище им даже сельское хозяйство преподавали. "Придёте вы на ферму, к людям, а у них коровы болеют. Вот вы и должны знать, как и о чём говорить с доярками", - объясняли им педагоги. И они были правы: пригодилась их наука!
* Татьяна Ивановна была в Доме культуры старшим методистом и занималась всем. Никогда не забудет, как впервые на ферму пришла.
* - Красный уголок там, дальше! - махнул вперёд рукой один из рабочих. - До конца пройдёте и увидите.
* Вошла в помещение фермы и - замерла. Посередине, под ногами, - деревянный настил, ведущий в другой конец помещения, а по бокам... О боже! Огромные рога. Большие влажные глаза. А дышат коровы... прямо в лицо!!! Как же тут пройти? Сжалась от страха. Стояла-стояла, а идти-то надо. Решилась. Зажмурила глаза - и вперёд!
* Выступали они перед сельчанами часто. То мини-концерты в перерывах между дойками устроят, то с агитбригадой приедут. Что там коровы! Привыкла. А не раз даже на стерне босиком танцевала. Стерня, как ножи, в подошвы впивается, а на лице - улыбка. Ведь это концерт, для людей он должен быть радостью, сказкой.
* И пели они, и плясали, и стихи читали, а директор Дома культуры даже фокусы показывал. Хорошую школу работника культуры прошла она здесь. А через три года вернулась домой, в Коркино.

***

* Работать Татьяна Ивановна пришла во Дворец культуры им. Кирова. Некоторые из участников танцевального кружка оказались даже старше её самой. Они с удовольствием приходили на занятия. Лида Гилева, ребята из профтехучилища №33, Женя Разудалов, Ваня Дессерт... Ваня пришел в её кружок из секции бокса. Боксёры на свои занятия мимо стеклянной двери танцкласса проходили. Идут и обязательно остановятся. А тут ещё и прямо в фойе танцоры свои сольные куски "крутят"... Как не заинтересуешься?!
* Разучивали они украинский танец, "Праздничную плясовую", кадриль... Поехали в Копейск на областной смотр самодеятельности и заняли первое место! Да ещё и премию огромную получили - целых 500 рублей. Это был настоящий успех.
* А однажды директор дворца культуры предложил Татьяне Ивановне взять на себя школу бального танца. Дело для неё необычное - народными же танцами всегда занималась. Но была молодая, смелая - взялась. И снова успех. Так все радовались, когда Олег Нефёдов и Таня Короткая на областном конкурсе отлично выступили и вошли в десятку сильнейших (заняв седьмое место). Для бальных танцев это большое достижение.
* После закрытия дворца на длительный ремонт Татьяна Ивановна работала в Доме пионеров и школьников, а с открытием ДК снова туда вернулась.

***

* Много танцоров прошло через её кружок, а потом и театр танца. Сначала это был "Экспромт", потом "Аллегро". Талантливого, творческого, инициативного хореографа уже знали не только в городе и области, но и в стране, за рубежом. Татьяну Ивановну Перевозкину неоднократно отмечали за режиссуру и постановку танцев. В 1996 году на втором фестивале народного танца Урало-Сибирской зоны на приз заслуженного деятеля искусств России Н. Карташовой она была награждена дипломом первой степени, и ей присвоено звание "Лучший постановщик года" Урало-Сибирской зоны за танец "Тимофеевские забавы".
* Татьяна Ивановна - отличник просвещения России, заслуженный работник культуры РФ. Её театр "Аллегро" включен в список членов международной организации танцевальных коллективов в СИОФ (г. Копенгаген). А это значит, что у него уже такой высокий уровень профессионального мастерства, что он имеет право представлять Россию на зарубежных фестивалях и конкурсах.
* "Аллегро" - лауреат международного конкурса "Молодецкая удаль России", Международного фестиваля "Радость Европы" в Югославии (там как раз "Аллегро" был единственным из России и представлял нашу страну). Были выступления в Африке на фестивале "Русское чудо в Тунисе", на фестивале "Надежды Европы" в Сочи, откуда коркинцы привезли домой пять кубков победителей!
* Концерты, конкурсы, фестивали сменяли друг друга, принося новые успехи юным коркинским танцорам. Все поклонники театра танца радовались, когда ему было присвоено высокое звание образцового детского коллектива.

***

* Жители нашего города давно восхищаются талантами воспитанников Татьяны Ивановны Перевозкиной. И не удивительно, что полтора года назад бывший начальник управления культуры Т. В. Власкина обратилась именно к ней с предложением возглавить открывающееся хореографическое отделение в школе искусств. Перевозкина согласилась: это же здорово, что в городе будут готовить танцоров на профессиональном уровне, по государственной программе...
* На хореографическом отделении сейчас дети изучают и классический танец, и народный, и бытовой, и теоретические дисциплины. Малышам очень нравится ритмика. Ну, а "Аллегро"? Он остался с ней. Участники этого театра танца продолжают радовать зрителей своим мастерством, артистизмом, эмоциональностью. И сейчас, как всегда, из зала после их выступлений несётся дружное "Мо-лод-цы!", "Браво!", а за кулисами коллеги пытают Татьяну Ивановну:
* - Что вы с ними делаете? На них же не насмотришься! "Балдеют" на сцене, улыбки до ушей, глаза горят...
* А для них "балдеть" - значит, быть настоящими артистами. Их улыбки не "приклеенные", они - от души, от счастья, от радости. Ребята с первых шагов в танцевальном искусстве уяснили, что не может быть выразительного движения, если в душе его не прочувствуешь. А чтобы ребёнок смог его прочувствовать, и ему, и педагогу не один пуд соли съесть надо.
* Всё начинается с танцевального класса. Давайте заглянем на минутку?
* Татьяна Ивановна среди малышей, воспитанников детсадов. Добиваясь от них определённой постановки ножек и коленей, она как бы вводит их в зелёную сказку: вот лягушата, а вот болото. Солнышко светит. Лягушатки ему радуются, комариков ловят. А тут вдруг цапля! Спасайся кто может! В роли цапли, конечно, она сама...
* Ребята постарше изучают характер танца уже серьёзнее. Когда к Дню города готовила новые танцы - башкирский и еврейский, пришлось даже кое-какую литературу об этих национальностях прочитать. Зрителям очень понравилось, какими гордыми и мужественными были в башкирском танце юноши. А как им не быть гордыми - ведь они изображали степного орла! У каждого номера своя окраска, свой характер.
* Но прежде чем отработать характер в танце, необходимо выучить массу определенных движений, выполнить тысячи физических упражнений...

***

* В детской школе искусств обычный рабочий день. Татьяна Ивановна входит в танцкласс. Ребятишки уже ждут - выстроились на середине зала в шахматном порядке. Девочки - в купальниках и чёрных шифоновых юбках, мальчики - в белых майках и "велосипедках".
* За пианино - аккомпаниатор Нэлля Владимировна Швецова. Дети здороваются, выполняя широкий русский поклон, а ещё лучше - два (для преподавателя и аккомпаниатора), и урок начинается.
* Одно за другим выполняют ребята упражнения.
* - Влад, разверни колени! Они должны смотреть за уши! - раздаётся голос педагога. - Валюша, а ты сегодня уже не застряла внизу. Всё сделала очень легко. Молодец!
* Ребята широко улыбаются. Похвала Татьяны Ивановны многого стоит. И они довольны. Спинки ровненькие, плечи свободно опущенные ("чтобы не ползли на уши"!), нижняя часть корпуса подтянута...
* Пройдёт совсем немного времени, и эти юные танцоры под горячие аплодисменты своих поклонников выйдут на сцену - создавать собственную сказку. Волшебную сказку артиста. А Татьяна Ивановна им в этом поможет. У каждого должна быть своя мечта, своя сказка...

Л. Гупта

***


Назад к содержанию | Назад к главному меню